06.09.2012

Толкачи

Промышленный рост в Великобритании 18–19 века требовал советующего развития транспортной инфраструктуры для перемещения грузов с фабрик и заводов по всей стране. Повсеместно строились дороги, мосты и каналы, охватывая своей сетью все большую часть острова.

Основным же средством перемещения грузов по каналам почти двести лет оставалась узкая деревянная лодка–баржа, которую тянули, идущие вдоль канала, лошади. Но каналы зачастую проходили через различные тоннели, что создавало определенные трудности, так как лошадь не могла идти вдоль канала, если внутри тоннеля не было тропинки. А так как расширение тоннеля для строительства тропинки было достаточно дорогим мероприятием, то использовался более дешевый вариант.

Как обычно, наиболее дешевым вариантом оказывается физическая сила человека. Поэтому в тоннеле работа от лошади переходила в руки, вернее ноги людей, задачей которых было тащить баржу на всем пути через туннель, используя силу своих ног и свод тоннеля. Такие специалисты были известны как leggers (далее «леггеры»).

Перед туннелем лошадей отцепляли и переводили на другую сторону. Леггеры ложились спиной на баржу и, отталкиваясь ногами от стен или от потолка, двигали баржу к свету в конце тоннеля. Необходимо отметить, что тоннели встречались длинные, но баржа проходила их достаточно быстро. Так, по информации Marsden History Group, толкая пустую лодку через тоннель Standedge, длинной около 3 миль, профессиональный леггер мог пройти его за 1 час 20 минут, толкая груженную — за 3 часа. Протиснувшись сквозь тоннель, у выхода «толкачи» обычно перекладывались на следующую баржу и двигались в обратном направлении.